КОУ "Нововаршавская адаптивная школа -интернат"
Мое увлечении в мире психологии.
15 октября [вт]
Пояснительная записка и учебно-тематический план к программе с учащимися «Жизненно важные навыки» через приемы трененговых занятий.Пояснительная записка Актуальность трененговых занятий в школьном возрасте. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Школа рассматривается как ведущий институт социализации личности. Большинство проблем, трудностей в обучении и развитии вызвано нарушениями характера общения детей со значимыми людьми: одноклассниками, сверстниками и педагогами. Развивающая психолого-педагогическая программа «Жизненно важные навыки» рассчитана для детей среднего школьного возраста, для которых характерно переживание социального стресса. Успешность обучения младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. У многих подростков возникает повышенная тревожность, как школьная, так и личностная, а зачастую и появление страхов, препятствующих продуктивному взаимодействию. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх самовыражения. Для ребёнка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нём и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребёнок не проявляет в должной мере своих возможностей. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует силы, выбирает стили общения. Как оказать реальную помощь и психологическую поддержку «пятиклашкам» в успешной адаптации к среднему звену? Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно развивать у пятиклассников социальные и коммуникативные умения, определяющие успешность адаптации: -умение устанавливать межличностные отношения; - навыки общения с одноклассниками; - навыки совместной (коллективной) деятельности; - навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем; -навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей; - навыки контроля своих эмоций и поведения Развивающая психолого – педагогическая программа «Жизненно важные навыки» направлена на развитие у учащихся умений предъявлять себя окружающим, высказывать свою точку зрения, адекватно оценивать свои возможности и осуществлять межличностное взаимодействие. Цель программы: развитие навыков общения, способствующих установлению межличностных отношений со сверстниками и с педагогами. Задачи: 1. Развитие готовности вступать и осуществлять межличностное общение; 2. Развитие умения высказывать свою точку зрения и понимать собеседника; 3. Развитие умения контролировать эмоции и поведение. Структура программы включает: вводную часть – 1 занятие: знакомство, создание доброжелательной обстановки и выработка правил работы в группе; основную часть – 15 занятий, включающих в себя разделы «Я и другие», «Мир эмоций и чувств», «Конфликт или взаимодействие» и заключительную часть - 1 занятие: рефлексия. Структура занятий включает в себя три основных этапа: -подготовительный (подготовка к восприятию материала, настрой на занятие, разминка, приветствие) ; -основной (изложение нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений) ; -подведение итогов, рефлексия. Методы и техники, используемые в программе: - беседа; -дискуссия (обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия) ; -игра; - психотехнические упражнения; - задания на самоанализ и рефлексию; -разбор наглядных пособий; - релаксационные техники; -чтение специально подобранных текстов; -разыгрывание ситуаций. Ограничения и противопоказания на участие в программе Программа не имеет ограничений и противопоказаний на участие. Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы, способы обеспечения прав участников программы В работе используются традиционные принципы ведения тренинговой группы, обозначающие основные права и обязанности участников программы, а также обеспечивающие гарантию прав участников. Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход помогает создать условия психологической безопасности для детей и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений. Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее. Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности. Реализация этого принципа в работе имеет своей целью создать дополнительную мотивационную основу участия в тренинге, так как осознание своих способностей и личностных особенностей, эмоционально привлекательно для ребенка. Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях. В программе занятий включены упражнения, предназначенные для установления взаимосвязей в группе, в ходе их выполнения каждый ребенок получает возможность высказаться. В такой ситуации членам группы, обладающим авторитарным складом характера, приходится вырабатывать самоконтроль, чтобы позволить другим детям выступить, а застенчивые дети получают возможность попробовать себя в новой поведенческой роли, в результате чего возрастает их вовлеченность в групповую работу. Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей. В процессе выполнения некоторых упражнений ведущий должен организовать работу так, чтобы дети не могли бы получить негативную оценку со стороны одноклассников или оказаться в изоляции (если никто не захочет выбрать их в пару или микрогруппу). Поэтому необходимо, чтобы ведущий с помощью различных игровых приемов предотвращал подобные ситуации. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы - специалисты, реализующие программу – социальный педагог, педагог - психолог. - для оценки эффективности достижения предполагаемого результата используются тест школьной тревожности Филипса. - помещение, в котором проводятся занятия, должно быть достаточно просторным, чтобы участники имели возможность свободно передвигаться, располагаться по кругу, размещаться микрогруппами по 3-5 человек. -для продуктивной работы необходимо тщательно оснастить занятия: переносная доска (либо обычная классная доска, магнитофон, аудиозаписи, инструменты для рисования. Для занятий каждый ребёнок должен иметь тетрадь, карандаши. Сроки и этапы реализации программы: занятия проводятся в первом полугодии, количество занятий – 17 (1 занятие = 40 минут, занятия проходят 1 раз в неделю. Система организации контроля за реализацией программы Промежуточными формами контроля являются: наблюдение за поведением участников тренинга; результаты практической работы на занятии (творческие работы участников программы «Раскрась свои чувства», «Психологический портрет», «Мои качества», самоанализ «Что я знаю о себе», а так же высказывания участников в ходе дискуссии. Итоговыми формами контроля являются: результаты от диагностики анкета школьной тревожности Филипса, направленная на исследование межличностных отношений, рефлексивный отчёт. Ожидаемые результаты реализации программы: 1. Развитие готовности вступать и осуществлять межличностное общение; 2. Развитие умения высказывать свою точку зрения и понимать собеседника; 3. Овладевают навыками контроля своих эмоций и поведения. Критерии: снижение страха самовыражения (предъявление себя другим, страха не соответствовать ожиданиям окружающих (зависимость от мнения других в оценке своих результатов) и переживание социального стресса (социальные контакты) . Критерием эффективности данной программы явились положительные результаты диагностики (анкета школьной тревожности Филипса) Учебное - тематический план Цель: развитие навыков общения, способствующих установлению межличностных отношений со сверстниками и с педагогами Категория обучающихся: учащиеся 4-5 класса (10-12 лет) Срок обучения: 17 занятий, 1 занятие по 40 мин Режим занятий: по 1 занятию в неделю № Наименование темы 1 Вводная часть 1.1. Знакомство 2 Основная часть 2.1 Я и другие 2.1.1 Что я знаю о себе? 2.1.2. Психологический портрет 2.1.3. Телепатия 2.1.4. Я 2.1.5. Я и другие 2.1.6. Выбор 2.2 Мир эмоций и чувств 2.2.1. Разнообразие эмоций 2.2.2. Сила эмоций 2.2.3. Сила эмоций 2.2.4 Береги чувства 2.2.5. Эмоции 2.2.6. Настроение – наши мысли 2.3. Конфликт или взаимодействие 2.3.1. Правила общения. 2.3.2. Конфликт или взаимодействие 2.3.3. Критика и поддержка 3. Заключительная часть 3.1. Творчество. На занятиях учащиеся делают коллажи в группах по выбранным темам. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.