КОУ "Нововаршавская адаптивная школа -интернат"

Программа кружка «Вокал – эстрадное пение»

15 октября [вт]


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Кружка «Вокал – эстрадное пение»


Составитель: Шмидер Яна Николаевна


Пояснительная записка

Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса формирования гармонически развитой личности. Дополнительное образование выступает, как средство всестороннего развития личности, направленные на интересы ребенка, его социальную адаптацию в среде обитания. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства и это особенно важно, поскольку не все дети обладают одинаковыми способностями.


Сердце каждого ребенка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя, и тогда, став частью его души, она поселится в нем навечно. В процессе пения воспитываются важные черты личности: воля, организованность, выдержка, чувство коллективизма.


Программа предназначена для детей и подростков, заинтересованных в получении начальных навыков коллективного эстрадного пения и сценического поведения на эстраде и направлена на формирование и развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. В современной эстрадно-джазовой музыке вокальный ансамбль занимает очень важное место. Современные музыкальные стили отличаются не только гармоническим, мелодическим и ритмическим своеобразием, манерой исполнения, эстетикой и т.п., но и своими законами аранжировки. Так, в настоящее время участие «бэк-вокала»* в концертных программах «звёзд» стало желательным, а вокальные подголоски в аранжировке множества стилей просто обязательны


Требования к исполнителям популярной музыки возрастают, в концертных выступлениях большое внимание уделяется «живому»


Последовательность освоения техники вокального ансамбля определяет преподаватель в зависимости от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого для решения профессиональных задач. Приобретенные знания и навыки будут использоваться детьми в конкурсной и концертной деятельности, в певческой практике в быту и на досуге.


В рабочей программе использованы материалы из книг:


«Учимся петь» И.О.Исаев, «Сольное пение» Н.Б.Гонтаренко, «Пойте как звёзды» Сэт Риггз, «Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельни


Цель программы:


поддержание традиций одной из распространенных форм коллективного музицирования, привить навыки ансамблевого эстрадного пения, т.е. пения в группе, на котором построится все дальнейшее развитие вокального мастерства учеников;

формирование эстетической культуры ребенка в тесной связи с музыкально-художественным воспитанием;

бережное отношение к сохранению и дальнейшему развитию индивидуальности ребенка при активном использовании его творческого потенциала, возможностей и способностей в ансамбле; улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

выработка способов преодоления индивидуальных недостатков семейного воспитания, неразвитости мотивации, воли и т.п.;

выявление вокальных способностей и творческих возможностей детей с целью дальнейшей профессиональной ориентации наиболее талантливых и одаренных из них в области вокального искусства,

формирование личностных качеств: трудолюбие, чувство ответственности, коллективной в том числе, творчество.


*Бэк (анг.back спина, задний)-вспомогательные голоса (один или более), используемые в качестве дополнительных украшений к основному солирующему голосу. Певцы «подпевки» обычно стоят за спиной солиста, сзади него, поэтому название и произошло от английского слова


Задачи программы:


Развивать вокальные данные, слух, певческое дыхание, исполнительские приемы,

Приобретение профессиональных певческих навыков, а также практических, актерских, исполнительских, необходимых для дальнейшей самостоятельной вокально-эстрадной деятельности;

Научить ансамблевому исполнительскому мастерству;

Научить детей петь технически грамотно, эмоционально и образно;

Научить детей петь многоголосие: а) гармоническое, б) полифоническое

Работа над словом в песне, произношением, над певческой дикцией, артикуляцией;

Научить исполнять песни, используя микрофон и фонограмму «минус один»;

Использовать межпредметные связи;

Выработать у обучающихся потребность в вокальном исполнении на высоком художественном уровне на занятиях, мероприятиях, в быту;

Воспитание инициативы, творческого отношения к делу;

Научить детей разбираться в различных стилевых и жанровых особенностях музыки, а также вокального исполнительства. Оценивать ее эстетические, художественные и нравственные качества;

Воспитать у уч-ся эстрадные навыки поведения на сцене.


Программные требования по классу «вокальный ансамбль» рассчитаны на средний уровень контингента обучающихся от 7 до 17 лет как с певческой практикой, так и без нее.


Сроки реализации программы по предмету «Вокальный ансамбль» определяются в соответствии с учебными планами отделений.


Образовательный процесс основывается на групповых занятиях. В зависимости от года обучения и возраста исполнительский состав коллектива делится на две группы: младшая и средняя.


МЛАДШАЯ ГРУППА:


обучающиеся 1-2-3-4 классов .


средняя ГРУППА:


обучающиеся 5-6-7 классов ).


Оптимальный состав групп - от 5 человек. Такое количество обучающихся необходимо для более тщательной проработки музыкального материала, более свободным подходом к разделению вокальных партий на голоса. Длительность занятий в младшей и старшей группах – 1 академический час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 45 минут (1 урок).


Сроки реализации программы по предмету «Вокальный ансамбль» определяются в соответствии с учебными планами отделений.


Методические рекомендации


Формирование художественно-эстетических способностей начинается с выявлением индивидуальных задатков, склонностей детей и их способностей.


Групповое обучение и воспитание обучающихся по классу «Вокальный ансамбль» осуществляется на основе репертуарного плана исполнительского коллектива, с обязательным учетом возрастных особенностей детей, в котором планируется и прослеживается развитие, как группы, так и каждого ее участника. Все технические вокальные навыки осваиваются учениками в виде упражнений, которые вырабатывают единую исполнительскую манеру, так как ансамбль - это единый коллективный исполнитель музыкального произведения. Именно этот вид


инструктивного материала дает наибольший эффект, как для освоения технических элементов, так и приемов исполнения.


Распевания должны быть не затянутыми по времени и содержательными, направленными на решение определенных вокально-интонационных трудностей:


развитие звуковысотного слуха;

формирование чистоты интонации;

расширение диапазона голоса;

развитие технических навыков эстрадного пения;

овладение основными навыками дыхания;

правильной вокальной позиции;

чистоты интонации;

чистоты унисона;

чистоты пения гармонических интервалов в двухголосии; гармонических аккордов в трехголосии;

выстраивание звукового баланса между партиями;

расслаблению голосового аппарата.


При воспитании чистой интонации в МЛАДШЕЙ ГРУППЕ надо вырабатывать необходимые вокальные навыки, учитывать возможности детского голоса: детям обычно удобно петь в диапазоне сексты «ре – до, ре» первой октавы, звучание более легкое, естественное; «до» первой октавы звучит тяжело, напряженно, на первых порах его надо избегать. В распеканиях необходимо использовать маленькие несложные народные песенки-попевки на одном звуке, постепенно расширяя интервальный состав мелодической линии, песенки на сопоставление мажора и минора, на восходящее и нисходящее движение мелодии, на движение мелодии по звукам тонического трезвучия.


Каждый изученный и освоенный вокальный прием необходимо закреплять и совершенствовать на специально подобранном репертуарном материале, а затем приступать к освоению художественных, актерских задач. При разучивании произведений педагогу нужно стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошел до обучающихся, увлек его. Качественный и эмоциональный показ песни педагогом – это залог того, что учащиеся полюбят песню, будут петь охотно и выразительно.


Правильное усвоение навыков и приемов исполнения - вот, в сущности, то, к чему сводятся усилия педагога и учеников.


Основными правилами работы с детскими голосами являются:


строгое выдерживание естественного для каждого возраста диапазона;

свободное от зажимов и форсировки пение;

ограниченная динамика (в младшей группе);

подбор доступного по содержанию и форме репертуара;

непродолжительность (в младшей группе) и систематичность занятий.


В области пения определяются следующие задачи:


учить детей петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание), правильно передавая мелодию;

брать дыхание перед началом пения и между фразами, удерживать его до конца фразы;

учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню, петь индивидуально и коллективно;

обучать детей первоначальным навыкам пения acapella на маленьких несложных песенках;

развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический ансамбль;

работать над культурой звука, прививать культуру исполнения;

формировать творческую активность.


Чтобы стимулировать интерес к данному предмету педагогу необходимо применять различные формы и методы проведения урока:


слушание музыкального материала;

выразительное чтение текста песни;

разучивание мелодии вместе с текстом разными способами: самостоятельно начинать и заканчивать музыкальную фразу, исполнять песню по фразам, чередуя пение педагога и пение коллектива;

сольмизирование текста;

исполнение песенного материала в микрофон;

игровое начало (в младшей группе);

доступность и наглядность.


Для более успешного достижения целей и задач данной программы помимо посещения занятий по вокальному ансамблю, необходимо посещение занятий по сценическому движению. На занятиях по вокальному ансамблю педагогу необходимо использовать меж предметные связи по сольфеджио, танцевальному творчеству, жестикуляции, актерскому мастерству.


Исполнительское мастерство помогает детям почувствовать содержание музыкальных произведений и передать в своем искреннем исполнении свое понимание, а также выражать свои чувства мимикой, жестами, движениями, стремиться вызвать эмоциональные реакции у тех, кто их слушает.


Обязательны публичные выступления учеников на концертах, праздниках, отчетных концертах, на детских музыкальных фестивалях и конкурсах, в которых практически проявляется общественно-полезный характер их музыкально - творческой деятельности. Практиковать публичные выступления следует с первого года обучения, по мере накопления исполнительских навыков и художественного репертуара.


Методические рекомендации к выработке основ ансамбля


История эстрадной музыки как самостоятельно оформившегося направления насчитывает около ста лет, хотя истоки её в России появились ещё в скоморошьих забавах. Если обратиться к истории певческой культуры России, то можно заметить явное преобладание ансамблевого многоголосного пения с элементами импровизации. Высочайшую культуру хорового исполнения следует отметить в афро-американском фольклорном стиле –спиричуэлах.


Современная популярная музыка основывается на «трёх китах»- джаз, рок и этническая составляющая (для России помимо народной песни и частушек, это ещё и романс, в т.ч. цыганский).


Ансамбль - это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.


Современным разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно дать однозначное определение, это связано как с её постоянным развитием - появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность музыкантов.


Самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие разновидности вокальных ансамблей:


унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);

ансамбль солирующего голоса с «бэк- вокалом»;

ансамбль нескольких солирующих голосов;

полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от тематического материала); ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона)-характерен для стилей джазовой музыки.


Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей , умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. Если сольное пение- это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение – это «объёмное, вертикальное мышление». И, как следствие, одной из самых сложных задач, становится проблема интонирования. Как правило, преподаватели в кружках, студиях и т.д. имеют дело с детьми, совершенно различными по своим музыкальным и вокальным данным. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ученика, диапазон и характер (тембральную окраску) голоса.


Для воспитания гармонического и мелодического слуха учащихся создано множество методик и упражнений: (Г.Шатковский, С.Миловский, В.Кирюшин, Д.Блюм, Г.Струве, Н.Морозов, О. Хромушин и др.).


Особо следует остановиться на особенностях аккомпанемента в упражнениях.


Гармония в эстрадной и джазовой музыке имеет свои особенности: широкое применение септаккордов и их обращений, аккордов нетерцового строения (с добавленными тонами, с задержанием и др.), альтерированные аккорды, полиаккорды, аккорды с блюзовыми нотами (пониженные III, VII, V ступени мажорной гаммы) и др.


Поэтому концертмейстер (или сам преподаватель) класса «ансамбля» должен стараться как можно чаще и смелее применять в инструментальном сопровождении даже самых простых упражнений гармонические последовательности аккордов, типичных для эстрадно-джазовой музыки. Вокальную мелодическую линию желательно дублировать как можно реже.


У всех без исключения участников ансамбля следует развивать навыки пения второго голоса (при двухголосии), а затем третьего, четвёртого и т.д. Навыки пения голоса, ведущего мелодию, мало способствуют интенсивному развитию гармонического слуха.


А начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с пения в унисон, постепенно переходя к несложным дуэтам, ансамблям, пению по партиям и т.д.


Особое внимание должно быть уделено работе над динамическим равновесием в ансамбле. Умение слышать звучание ансамбля в целом и звучание своей партии и партии партнёра представляет значительную трудность при пении в микрофон. Здесь полезно поработать без инструментального сопровождения (a’capella).


Необходимо развивать у участников ансамбля умение анализировать тематический материал и распределять силу звучания в общей фактуре. Огромную пользу приносит запись на магнитофон с последующим анализом и выявлением «сильных и слабых» сторон исполнения.


Для развития инициативности, смелости и творческого мышления, обучающимся можно предложить самим сочинить подголоски с учётом характера (мелодического и ритмического) основного напева.


Все без исключения преподаватели- музыканты отмечают, что воспитание именно метро-ритмических ощущений у обучающихся представляет большую сложность. А ведь единство ритмического исполнения является одним из главных составляющих ансамбля.


Из большого количества самых разнообразных упражнений можно выбрать те, которые подходят конкретно тому или иному ансамблю.


Очень интересны и полезны ритмические упражнения для ансамбля Н.А. Морозова:


Делим детей на группы (если их 4 и более человек).С одной группой отдельно отрабатываем трёхдольный метр (топ-хлоп- хлоп), с другой- четырёхдольный (топ-хлоп-хлоп-хлоп).


Работаем одновременно с двумя группами, получается своеобразная «полиметроритмия».


Усложняем задачу, убрав хлопки (считать про себя), оставив только шаги.


Прорабатываем более сложные сочетания ритмов, включая синкопы.


2). Музыкально-ритмическая игра. Каждой группе (голосу) даётся своя интонация, мотив или мелодия, которые нужно повторять в различных комбинациях (по очереди, одновременно) по руке преподавателя.


На основе этой игры обучающиеся отрабатывают не только чистоту интонации, «ауфтакт», одновременное «снятие» звука, но и воспитывают динамическое равновесие и ритмическое единство исполнения.


Ещё одной проблемой ансамбля в пении является проблема идентичности голосообразующих движений поющих на всех уровнях. Если дети будут петь разными артикуляционными движениями или, выражаясь фонетической терминологией, гласными разных объёмов и разной формы (открытость-закрытость), «широкой» дикцией, то ансамбля не будет.


Поэтому идентичности фонетики следует уделить особое внимание. Тогда и звук, сохраняя индивидуальность каждого неповторимого голосового аппарата, приобретёт некое общее для всех поющих тембральное качество, и который даст ансамблевый суммарный тембр.


При пении следует с большим вниманием отнестись к поэтическому тексту. Для этого необходимо выявить музыкально-слоговый ритм песни, который должен быть единым у всех певцов ансамбля. Помимо основного напева, необходимо учитывать тесситурное удобство голосов, выбирая наилучшую тональность для всех голосов), приёмы цепного дыхания, стилевые особенности данного многоголосия; добиваться плавности голосоведения.


Опираясь на музыкально-слуховые восприятия, необходимо развивать у участников ансамбля координацию между слухом и голосом, добиваясь при варьировании естественности, осмысленности и красоты в мелодических линиях и сочетании их между собой.


Особенности детского певческого голоса


Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Голосовые связки у детей короткие и тонкие, звук в гортани слабый, преобладает головной резонатор.


Дети дошкольного возраста поют, как правило фальцетом. Их легкие малы по емкости – отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Диапазон составляет не больше октавы, а у малышей 3-4 звука. Поэтому при обучении детей пению педагогу необходимо:


Удерживать детей от громкого пения, особенно от длительного во время разучивания

Создавать спокойную обстановку при обучении, чтобы ребенок говорил без крика и пел естественным голосом

Обращать внимание на звуковой диапазон песен при выборе репертуара.


У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, инд. тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы (,,ре” I октавы – ,,до” II октавы). С 7 лет в голосовых складках начинается форсирование специальных вокальных мышц, которое полностью заканчивается к 12 годам. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса обучение должно быть щадящим. Целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука нужно строить на игровой основе.


Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, расширяется диапазон, проявляются различия в тембровой окраске. К 13 годам диапазон расширяется до октавы и децимы (,,до” I октавы - ,,ми, фа” II октавы). Мутация. (12-15 лет). Обучающиеся этого периода требуют особенно бережного отношения в дозировке пения т.к. их голосовой аппарат чувствителен к перегрузке. Основной характер голоса, как правило не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. У девочек следует избегать форсированного пения, а так же употребления твердой атаки, как постоянного приема звукообразования. Голоса девочек обретают полноценное звучание женского голоса. Он становится более сильным за счет укрепления медиума (медиум – средняя часть диапазона женского голоса). Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсировки звука. Известна и проблема голоса мальчиков. В возрасте 12-14 лет у них начинается период скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз примерно на октаву, приобретают полутораоктавный диапазон натурального грудного звучания и сохраняет фальцетные возможности для верхнего участка диапазона выше переходных нот. Занятий в этот период можно не прекращать. Начинать впервые заниматься пением в мутационный период нецелесообразно.


С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса, Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса.










Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.